вернуться на главную

Краевая газета "Алтайская правда" 12 августа 2004г.

ВЕРЬ В СЕБЯ И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ

Художник  и  учитель  Сергей  Прохоров  о  психологии  и  творчестве

Ему было двадцать четыре года, когда он впервые выставил свои работы в составе творческой группы экспериментальной студии Союза художников СССР в экспозиции "Художники - городу. Крас-ноярск-80". Теперь художник вдвое старше, и на его счету уже тридцать крупных выставок. Почти треть из них - персональные. В феврале прошлого года Прохоров участвовал в международной выставке в Германии. В сентябре состоится открытие экспозиции с его участием в новосибирской галерее "Сибирские мастера". Там будут представлены работы, написанные им во время поездки по Европе.

Прохоров - вполне успешный художник еще и в том смысле, что многие его работы разошлись по частным коллекциям в России и за рубежом. Картины его и кормят. Но Сергей еще и преподает живопись на факультете дизайна и архитектуры АлтГТУ. Вместе с коллегами участвовал весной в выставке "Кафедра".

Сергей Прохоров - аспирант Барнаульского педуниверситета. Тема его диссертации - психология творчества. В привычном, обыденном он сумел обнаружить любопытные закономерности, вроде той, что восприятие пространства и времени у людей различных культур различно.

Царица наук

Почему вы выбрали именно психологию?

Она царица всех наук, находится на стыке их. Она и питается ими, и сама же их подпитывает. В творчестве это особенно ощутимо. Можно тонко чувствовать, но не иметь мастерства для выражения этих чувств. Можно владеть в совершенстве техникой, но не одухотворять ее чувством. Секрет в совпадении. А это уже психология. Совершенствуясь в мастерстве, художник развивается как личность, и наоборот. Концентрируясь только на технике, совершенствуясь в этом до бесконечности, можно зайти в тупик, а с углублением в психологию и техника может измениться. Это очень серьезная вещь, особенно если учесть влияние творчества на окружающих, да и сами взаимоотношения с людьми.

Потому вы и пошли в педагогику...

Да, видимо, созрел. Кроме того, педагогика дает возможность другого общения. Молодые мне интересны другим взглядом на мир. Но чтобы найти с ними общий язык, я тоже должен быть им интересен. Прежде всего как личность, объединяющая в себе мастера и наставника. Словом, педагогика для меня - это и другой мир, и возможность творческого развития.

Интересно, чему можно научиться у людей, которые сами пришли учиться.

Например, неожиданности. Как-то я провел занятие по устной живописи, предложив студентам словами описать виртуальную картину, над которой они работали в этот момент. Любопытная вещь проявилась. Все знают законы построения живописи (это как алфавит в языке), а все равно пишут криво (в школе же тоже пишут с ошибками). Спрашиваю - знаете, как надо? Знаем. А почему криво выходит? Может, загадка в чем-то другом? Давайте думать. Устная живопись очень здорово помогает в этом. А потом к устному изотворчеству добавил письменное -предложил описать создаваемую картину. Тоже интересные вещи открылись! Включается мощный ассоциативный ряд. Порой даже дедушку с бабушкой вспоминают, какие-то эпизоды из детства. Чувствуется, что им интересно разбираться в самих себе. Как бы мы ни относились к молодым, нельзя не считаться с тем, что они в чем-то умнее, в чем-то сильнее нас. Они -люди будущего.

Заграница

Многие художники мечтают попасть за рубеж, но не у всех мечта сбывается.

Меня пригласили в Германию бывшие соотечественники, организовав мою выставку в Народной высшей школе. Ее должны закончить все эмигранты, кто хочет жить и работать в Германии, независимо от профессии. Школа помогает адаптироваться в этом государстве и вообще стать там на ноги.

Знаю, что вы побывали еще во Франции, Швейцарии, Италии. Как себя ощущали в Европе?

Конечно, как подумаешь о великих, которые стояли с мольбертом на Монмартре, поневоле разволнуешься, но в общем мне там было спокойно - никто не трогает, не мешает. Сиди себе и работай хоть целый день, хоть неделю. На улицах много художников из разных стран. Все пишут и тут же выставляют работы на обозрение. Я с поляком и немцем "выставился" на Елисейских полях. Было здорово. И вообще впечатления от поездки очень сильные. Потрясла Венеция. Там такой удивительный свет - яркий, насыщенный. А какие там праздники! Вся лагуна в лодках, и на них танцуют. Париж волнует по-своему: там что ни шаг - история. Тут бродил Модильяни, тут работал Моне, тут Пастернак познакомился с Ахматовой... И Швейцария тоже удивила. Хоть и сравнивают Алтай и Альпы, а не сравнимы они. Другие! Колорит другой.

Немцы мне показались по-закрытее, чем другие европейцы. Они не очень охотно впускают в свою среду и не торопятся признавать тебя ровней. Меня, например, первым делом спросили, эмигрант я или нет, потом - не хочу ли им стать. Своих они преподносят гораздо эффектнее - с критикой, профессурой, прессой и т.д. Вот этому нам неплохо бы у них поучиться - подавать себя и свое искусство. Мы-то их искусство знаем, поэтому приезжаем туда как в свою среду, а они нас не знают совсем. Это наше упущение, что мы туда не ездим и не показываем свои работы. Когда немцы увидели мою выставку, были поражены: оказывается, в современной России тоже есть живопись!

В свое время была чудовищная спекуляция на русском искусстве. Кроме красноармейцев со штыками и серпа с молотом там ничего и не показывали. Причем наши же эмигранты и плевали в нашу сторону. Сейчас, слава богу, общение выходит на нормальный уровень, и европейцы открывают для себя Россию еще и с помощью искусства. Кстати, такие открытия делают и наши эмигранты. Многие до сих пор думают, что у нас нет колбасы и всюду дикие очереди.

Не все на продажу

Хочешь узнать художника - посмотри его работы. Вы предпочитаете писать пейзажи...

...потому что нравится. Пейзаж - благодатный жанр, поскольку психологически очень точно совпадает с моим восприятием мира.

Вам не бывает обидно, что в выставочный зал зритель ходит не часто?

Все настоящее потому и настоящее, что очень дорого ценится. Эта малая часть зрителей тем и дорога нам, художникам, что все-таки существуют люди, у которых есть потребность идти и смотреть.

Да и выставка выставке рознь. Есть ведь и такие, куда ходят многие. Пусть на имя идут, пусть мода, любопытство - но ведь идут. А кто пришел раз, придет и другой. Время нужно. И выставки. Для того чтобы увидеть художника по-настоящему, нужно ощущать его мир. Выставочный зал помогает этому. Там расстояние, освещение, ракурс - все на это работает. Картина в мастерской и в выставочном зале - это очень разные вещи. Там даже сам художник видит свою работу иначе. Другими глазами.

Сейчас, кстати, подрастает поколение с другим уровнем образования. Приоритеты и понятия престижности у них меняются, и посещение выставок в эту шкалу ценностей вписывается как признак хорошего тона.

По соседству с выставочным залом - художественный салон, где торгуют картинами. Но то, что выставлено там и тут, не стыкуется. Почему?

Там же лавка.

А как быть художнику? Надо ведь на что-то жить...

Никто никого не заставляет писать с оглядкой на лавку, и если такое случается, то это беда художника. Но разве нельзя писать для души хорошо? Это же нормально, тогда и в лавку возьмут, и на выставку.

Как вы оцениваете творчество своих учеников?

Я со студентами стараюсь быть доброжелательным, ведь неосторожным словом можно очень сильно ранить. Да и раскрываются художники по-разному.

Кто-то в сорок лет или пятьдесят, а кто-то в детстве уже подает надежды. Подает-подает да так и раздаст все и к зрелому возрасту уже пуст. А кто-то сидит серой мышкой, работает себе потихонечку, а потом вдруг так откроется, что ахнешь - откуда что взялось? Да оттуда и взялось - от трудолюбия! Талант сам по себе мало что значит. К нему надо труд приложить. Вот тогда этим ключиком дверь и откроется.

В любом деле, а в творчестве особенно, надо характер иметь, чтобы пережить неприятности, сплетни, плевки, которых всегда в избытке. Все это ерунда, мелочь в сравнении с главным, чему ты решил посвятить свою жизнь. Искусство ставит высокие цели, хотя родиться может и в грязи. "Когда б вы знали, из какого сора..." Поэтому слушай всех, а делай, как считаешь нужным. Не ленись, верь в себя, и все у тебя получится.

Интервью взяла Ольга ПОЛЬЩИКОВА.