Искусствовед Лариса Леонова о творчестве Сергея Прохорова
Стихия солнечного света
Процесс формирования человека, его характера, отношения к окружающему миру, природе, начинается с детства. Сергей Прохоров провел его в отдаленном селе Хабары и городе Славгороде Алтайского края, местах, где природа не отличалась особой щедростью. Наверное, отсюда и идет особая любовь художника к внешне неэффектным, обычным мотивам, но полным своего особого тихого очарования. Уже в раннем детстве проявилась его тяга к искусству, самым любимым занятием для него стало рисование. Здесь родилась мечта стать художником и окончательно оформилась, когда Сергей вместе с родителями переехал в Барнаул, с его большими возможностями для развития художественных способностей. Постепенно мечта стала обретать реальные черты. В 1979 году Сергей закончил Новоалтайское художественное училище по специальности художник-оформитель, его первыми учителями были график и дизайнер, Заслуженный работник культуры России Владимир Александрович Раменский и яркий живописец Александр Петрович Ботов, талантливые педагоги и кумиры своих учеников.
Первые успехи и достижения Сергея проявились именно в области художественного проектирования. Вместе с группой единомышленников он разрабатывал проекты, которые участвовали во многих всероссийских и всесоюзных выставках. Он совершенствовал своё дизайнерское мастерство в Экспериментальной студии Союза художников СССР. Казалось то, к чему так стремился, достигнуто. Однако, чувство неудовлетворенности, гнездившееся в глубине души, всё выше поднимало голову, заставляя художника активнее искать своё истинное предназначение. Трудное решение было принято в 1983 году. Будучи довольно зрелым человеком, Сергей оставляет все свои дизайнерские наработки и поступает на первый курс Красноярского художественного института, на факультет живописи. Здесь под руководством известного сибирского живописца, Заслуженного художника России Анатолия Марковича Знака он овладевает не только профессиональным мастерством, но формируется как живописец, обладающий своим оригинальным подчерком. Этот замечательный мастер учил своих студентов любовно вглядываться в окружающее, чувствовать поэзию, музыку самого скромного непритязательного вида. С ученической поры любимым стал жанр пейзажа, но даже студентом Сергей избегал банального подхода к решению своих живописных произведений. Он практически не посещал групповые пленэры, навлекая на себя гнев преподавателей, искал собственные сюжеты, свой взгляд на мир и творчество.
После окончания института в 1989 году Сергей Прохоров возвращается в Барнаул и сразу же активно включается в художественную жизнь края - участвует на краевых выставках, работает на пленэре. Он много путешествует, и не только по Алтаю, его влечет Север с его суровой красотой, таежные просторы Сибири, морская романтика черноморского побережья. Из каждой такой поездки художник привозит массу этюдов, создавая на их основе серьезные произведения. «Северное лето», «Закат на Севере», «Таежный ручей», «Южный пейзаж» и другие говорят о том, что художник смог проникнуться и почувствовать природу тех мест.
Внимательно наблюдая за творчеством этого художника, можно отчетливо выявить несколько явных тематических предпочтений.
Одним из них является собственно природа, причем не экзотическая или эффектная, с бурными водопадами, снежными пиками, а самая обыкновенная - с небольшими лужайками, березовыми колками в полях, заросшие кустарником мелкие речушки, всё то, что так привычно и знакомо глазу. Эти мотивы типичны и вместе с тем неповторимы, они ассоциируются с близкими каждому русскому человеку представлениями о Родине.
Язык его произведений прост, ясен и поэтичен. Вот «Летняя рапсодия», а вот «Осенний свет», «Уголок старого города» или «Проталины» - нет в них ни мудрёной интеллектуальной головоломки, ни рафинированных формальных изысков. Однако, при кажущейся простоте, его живопись неоднозначна. С одной стороны она поднимает со дна души собственные ощущения, пережитое, перечувствованное от общения с природой, с другой - не перестаешь удивляться неожиданному своеобразию средств, с помощью которых художник достигает такого сильного впечатления. Следы его руки - то пастозные мазки, положенные широкой кистью, то нежно просвечивающие, почти лессировочные слои золотисто переливающихся желто-оранжевых тонов, а кое-где изящный узор поверхностного рисунка, наполняют, в общем, привычный образ природы каким-то особым чувством силы и свежести, энергии и мажорного звучания.
Как пейзажист он любит природу во всех её проявлениях, будь то весна, лето или осень. Нежное марево «Сиреневого апреля» и эффектные контрасты «Вечерней феерии», пышная крона «Золотых тополей» в контражуре солнечного света и рассеянное сияние зимнего леса, одинаково сильно волнуют художника.
Еще одним излюбленным мотивом художника являются деревья - сосны, тополя, березы, ивы, кипарисы. Они главные герои почти всех произведений художника. Он знает и чувствует их характер, динамику движения, зачастую именно они формируют картинное пространство и композицию его произведений.
На полотнах Сергея Прохорова всё живёт, движется, пульсирует - характерный признак импрессионистического чувства природы, с его ощущением сиюминутности и трепетной изменчивости живой натуры. Норой композиции представляют собой фрагмент натуры, выхваченный мгновенным взглядом. В действительности же, каждая работа имеет свою логику построения. Художник очень внимательно относится к выбору натуры, долго и тщательно отбирая мотивы для своих произведений. Не один и не два раза приходит он на понравившееся место, прежде чем выберет нужный ракурс, увидит свет и композицию. Обладая «картинным» видением мира, художник вместе с тем никогда не утрачивает свежести непосредственного восприятия природы.
С большим поэтическим чувством написаны пейзажи приобья: «Любимые места», «Зимний лес», «Осень на озере» и окрестностей родного города Барнаула - «Бабье лето», «Золоченые листья», «Середина лета», и каждой из них художник творит живописную гармонию соединением контрастов, ритмической перекличкой цветовых пятен, объединяющей основой которых служит золото солнечного света, создает волшебный золотой колорит, характерный практически для всех работ С. Прохорова. По «жаркой» живописи картины художника можно легко узнать в любой экспозиции. Излюбленная теплая палитра художника, очевидно, рождена любовью автора к весенне-летне-осенним мотивам. Эти три сезона бесконечно варьируются живописцем в его произведениях. Художник словно заворожен стихией солнечного света, который доминирует в каждой его картине, то, пробиваясь в контражуре сквозь кружево ветвей, то, заливая своим жарким пламенем поляны, то, раздвигая пронзительным лучом багряного заката тяжелые тучи.
При характерном теплом колорите, для каждой работы художник находит своё живописное решение. Так работы, посвященные черноморскому побережью «Особняк в старых Гаграх», «Черноморский вечер», «Бухта. Геленджик», горному Алтаю «Немал», «Дорога в горах», «Заход солнца. Катунь» и другие выполнены в изумрудно-голубой гамме. Точно найденные цветовые отношения создают впечатление объема, пространства, влажного воздуха.
Картина «Весенний этюд» убеждает в том, что живописная сторона произведения для художника не является самоцелью. Главное, что ему хотелось, - создать впечатление праздничного ликования весенней природы. Этим же настроением радостной приподнятости пронизаны и другие картины - «Первая зелень», «Ранняя весна», наполненные ароматом пробудившейся жизни.
Ещё одной особенностью пейзажей Сергея Прохорова является то, что они косвенным образом освящены присутствием человека. Во многих работах архитектурный мотив становится смысловым центром композиции. Это, как правило, старые, но уютные и обжитые дома, в которых угадывается тихая размеренная жизнь. Художник настолько умело вписывает их в композицию, что они становятся неотъемлемой частью ландшафта, как будто они выросли тут вместе с деревьями, но почти всегда архитектура вносит дополнительную эмоциональную окраску в произведение. В одних сильнее звучит ностальгирующая поэзия уходящего времени: «Уголок старого города», «Дом на окраине», « Особняк в старых Гаграх», в других - праздничная приподнятость и мажорный настрой: «Сельский храм» или «Красный дом»; легкую грусть и воспоминания о детстве, подернутые флером прошедших лет навевают работы «Домик у дороги», «Лето в Кармацке», «Тенистый переулок».
Работы Сергея Анатольевича Прохорова давно уже стали неотъемлемой частью практически всех крупных краевых выставок и межрегиональных вернисажей. В 1993 году живописец был принят в ряды профессиональной организации ВТОО «Союз художников России». За эти годы он стал зрелым мастером пейзажа и провел 7 персональных выставок: в Барнауле, Новосибирске, Якутии.
И, наверное, вполне закономерно, что пришло и его время делиться накопленным опытом и знаниями с творческой молодежью. С 2001 года Сергей Прохоров преподаватель живописи факультета дизайна и архитектуры Алтайского государственного политехнического университета. Однако, несмотря на то, что теперь приходиться распределять время между преподавательской деятельностью и живописью, творчество остается главным в жизни художника. Его произведения сегодня украшают частные собрания и галереи Германии, США, Канады, Ирландии, Швеции. Зрители легко узнают Творчество художника в любых экспозициях, и в книгах отзывов рядом с именем художника постоянно звучат слова благодарности за теплое, искреннее искусство.
Член Союза художников России Л. Леонова.
Апрель 2003 года.
"Комсомольская правда на Алтае" 17 сентября 2004г.
ЗНАЙ НАШИХ!
Алтайские пейзажи
потрясли Европу
А полотна Сергея Прохорова повесили рядом с подлинником Марка Шагала
Знаете ли вы, что прошлый год проходил под знаком года России в Германии? А то, что нынешний
идет под знаком года Германии в России?.. А между тем барнаулец Сергей Прохоров представлял в Германии алтайских художников.А началось все довольно неожиданно. В прошлом году у Прохорова в Барнауле проходила выставка «Прогулки на пленэре», на которой было представлено более 170 работ. Приехали на эту выставку немцы. Посмотрели, им понравилось, и они пригласили барнаульца в
Германию.Выставка проходила во Франкфур-те-на-Майне два месяца. 68 картин с изображением Алтая и Барнаула поразили посетителей. Коренные немцы были очень удивлены, что в Сибири так же прекрасно, как и в Европе. Им-то Сибирь представлялась как нечто жуткое и страшное -постоянный холод, колючая проволока кругом, волки и медведи...
Пока шла выставка, Сергей путешествовал по Европе - рисовал этюды в Германии, Франции, Италии. «В Европе много местечек, где можно спокойно рисовать, - вспоминает Сергей Прохоров. - Многие прохожие наблюдают из-за плеча. Немцы часто снимают на видео. Но они, надо заметить, очень скупы на эмоции. Они и картины себе выбирают очень скрупулезно - все измеряют линейкой, CD
берут домой: посмотреть-подумать».Две картины Прохорова на выставке купили поляки-эмигранты. Похвастались, что у них есть картина Шагала в подлиннике. «Что ж, - улыбается Сергей, - пусть мои картины висят рядом с Шагалом. Приятно».
Через полгода в Германии прошла еще одна выставка, участником которой тоже был Прохоров - единственный русский среди восьми художников. Свои картины и этюды он оставил там еще во время первой поездки. «
Спасибо Маргарите Оскаровне Афанасьевой, - говорит Сергей. - Именно благодаря ей состоялась вторая выставка. Раньше Маргарита Оскаровна работала председателем комитета по культуре Немецкого района, потом эмигрировала в Германию и сейчас активно пропагандирует там русское искусство. Часто звонит в Барнаул в Художественный музей - готовится к лекциям по русской иконе и другим. Иностранцы стали интересоваться русской культурой».Кстати, однажды к Сергею Прохорову приезжала представительница «Русского дома в Италии» - нашла его через Интернет. Заказала 10 работ, но все только сибирские пейзажи - с березками, деревенскими домиками... Через полгода забрала их и устроила небольшую
выставку в замке.-
Конечно, Интернет очень помогает. Пишут многие. Кто-то спрашивает, как научиться писать картины, кто-то предлагает названия для выставленных на моем сайте картин, кто-то высказывает мнения о творчестве. Один американец признался, что уже в течение нескольких лет следит за моим творчеством... А вот поездки у нас очень-очень редки. Я ведь еще пишу диссертацию и преподаю в АлтГТУ на факультете дизайна. Времени просто не хватает!Сотрудники выставочной галереи заказали Прохорову не один десяток картин для будущей выставки. Они уже готовы - более 20 больших картин и около сотни мелких. Буквально на днях выставка откроет свои двери. Правда, не в Барнауле, а в... Новосибирске.
Елена ПРИТУПОВА. Фото Павла ТОРХОВА.